Санкт-Петербург,
ул. Миллионная, д. 11
+7 (812) 243-91-79 +7 (921) 774-35-61 e-mail: info@russvek.ru
EN RU
Выбор валюты:

Косторезный промысел - цена и риски

При оценке художественных произведений из бивня мамонта и рога лося необходимо принимать во внимание несколько очень важных факторов, влияющих на их ценообразование:

Первое. Высокие производственные риски мастеров-косторезов. Так, художники-косторезы в своей работе не имеют права на ошибку, в отличии, например, от художников-живописцев: если в творческом  процессе мастер-косторез все же ошибается и снимает бормашиной слой материала хотя бы на миллиметр больше, чем это необходимо – мгновенно нарушаются анатомические линии скульптуры и общие пропорции работы, которые обратно нарастить, как Вы понимаете, – просто невозможно (в тоже время, художник-живописец достаточно легко может исправить неудавшийся элемент картины – просто перекрасив его на холсте). В косторезном промысле нередки случаи порчи интересных работ даже уже на завершающей стадии их создания: одно лишь неаккуратное движение мастера может привести не только к фрагментарной порче скульптуры, но и к утрате целых ее элементов: фаланги пальцев или даже кисти рук, части лица (наиболее уязвимы – нос, глаза), безусловно, после таких ошибок работа идет не на продажу, а в «копилку опыта» (то есть - на выброс) и, в результате, за продолжительную скрупулезную работу под увеличительным стеклом мастер вместо денег получает очередной «творческий опыт» и испорченный дорогостоящий материал.

Второе. Уникальность и неповторимость каждой работы в отдельности. Любое произведение мастеров-косторезов уникально по своей природе, поскольку невозможно создать его точную копию. Даже при создании авторской копии с собственной работы, мастер никогда не сможет вырезать фигуру идентичную оригиналу. Причиной тому являются: во-первых, природные отличия материала (его общая цветовая гамма, пористость, микротрещины), а, во-вторых, человеческий фактор – попробуйте сами на листе бумаги нарисовать два абсолютно идентичных круга или квадрата. Таким образом, работы одного и того же мастера-костореза могут быть очень похожими друг на друга, но идентичными – никогда.

Третье. Стоимость материала. Действующие во всем мире ограничения на оборот бивней слонов оставили для косторезов небольшой выбор материала для творчества – как правило, это рог лося или бивень мамонта. Безусловно, рог лося на порядок дешевле бивня, но и он недешев – чаще всего небольшие рога продают на вес – в ценах от 4-5€ за 1 кг + затраты на доставку. Что же касается бивней мамонта, то рыночные цены на ископаемый бивень - пригодный для художественной резьбы - начинаются от 350€/1кг и до…. – в зависимости от сортности и размера материала. Коллекционные бивни – продаются на аукционах международного уровня.

Указанные обстоятельства обосновывают высокую цену на косторезные произведения искусства – и если принимать во внимание стоимость сырого материала, уровень рисков мастера при работе с ним и уникальность каждой работы в отдельности, то цены за результат такой работы уже не кажутся слишком высокими.